• 1
  • 2
  • 3
  • 4

logo mono transpanent

Географические названия Усть-Удинского района

Абала́к – село недалеко от старой Усть-Уды (затоплено). От бурятского аба – «облава», «травля», «охота загоном». По преданиям, в этой местности устраивалась зэгэтэ-аба – коллективная охота или облава на зверей, существовавшая с древнейших времен звероловческого быта бурят. Полагают, что слово зэгэ, зэгэтэ означало «накушаться».

Названия от основы аба встречаются и в других местах Усть-Удинского района, представляющих, как правило, хорошие охотничьи угодья. Например: д. Абакшина (затоплена) – по Илиму в устье реки Чора. Урочище Абакшино – сейчас в простонародье называется «Малая земля» – поле бывшего совхоза «Усть-Удинский им. 50-летия СССР».

 Ангара́ – река, приток Енисея, на бурятском языке от корня анга («пасть животного», «рот»). Слова ангай, ангара, ангагар, ангархай одинаково озна-чают «разинутый», «открытый», «раскрытый», «зияющий», а также «расселина», «ущелье», «промоина». И если иметь в виду, что Ангара в своем истоке, прорезая горы, стремительно течет по расселине, ущелью, то она действительно напоминает «рот», «открытую пасть», жадно и непрерывно поглощающую воды Байкала.

Балага́нск (районный поселок), Балага́нка (село) – название произошло от имени бурятского племени булагат, булаган, (булагачин – «соболевщики»), кочевья которого простирались и на Балаганскую степь, где в 1653 году русскими был основан Брацкий Булагатский (или Булаганский) острог, который затем стал называться Балаганск.

Берёзовый хребет – водораздел между бассейнами Ангары и Илги (Лена). Хребет покрыт хвойным лесом, и только на нижних склонах имеются березовые насаждения. Буряты хребет прежде называли Илгын-Дабан – «Илгинские горы». Теперь, переводя русское название на свой язык, говорят Хуhиан-зудан – «Березовы хребет».

Бра́тское море, Братск (город) – от слова браты, братский – твердое произношение русскими названия буряты, бурятский. Первые известия о бурятах до русских служивых людей на Енисее дошли в 1609 г., и с этого времени появилось название брацкие люди, братская землица вместо необычного для русских того времени слова бурятские. Это название вошло в официальные документы первой половины XVII в. И закрепилось за бурятскими племенами, живущими на Ангаре. Когда в 1631 году вблизи бурятских кочевий на Ангаре был построен острог, то он стал называться Братский острог, а позднее село и город Братск.
Братское море образовалось на месте затопления р. Ангары в связи со строительством Братской ГЭС.

Даба́н - на монгольском и бурятских языках дабаа, дабаан, у эвенков даван – «горный перевал», «подъем».
В нашей местности урочище Дабан («подъем») находится слева от пади Кондой (см.), а также Дабан есть за урочищем «Аброк» ˗ возле бывшего колхоза «Восход» (село Юголок).

Или́м – река, приток реки Ангара (бурятское произношение Ылым). Этимология не ясна. Предполагают, что это наследие якутского слова: илим по-якут. означает «сеть».

Када́ – речка, по-тюрски када означает «крутой», «обрывистый», «отвес-ный»; по-эвенски кадар – «скала», «утес», «камень»; по-бурятски хода – «гора». Сейчас есть залив Кадинский, где в устье реки Када располагалось село Нижне-Рютино (затоплено).

Кары́мское – село (затоплено) – от бурятского слова харим (карым). Буря-ты своих соплеменников, вступивших в брак с русскими, а также перешедших в православную веру, называли харим (карым), что означает «чуждый», «отчужденный», «отделившийся».
Населенные пункты, где проживали такие семьи, назывались карымскими и возникали в смежных районах русского и бурятского населения, и жители их состояли из метисов. По реке Уда между деревнями (до затопления) Удинская и Бурдушина находилась деревня Карымская. По Ангаре между деревнями Заславская и Исеты (до затопления) также располагалась деревня Карымская (сейчас место, где были Исеты, Исетский залив).

Ка́ймыс (Речечный Каймыс) – падь вблизи села Светлолобово. Кая, кия, хая – на тувинском и якутских языках означают «скала», утес», «гора с крутым скалистым склоном».
Китка́й – гора близи села Новая Уда.

Каштак – на тюрском языке – временное жилье, лесной шалаш у родника близ города (села) в укромном закрытом месте. Распространенное название в Сибири.
В Усть-Удинском районе, это название также распространено. Например: Екимовский Каштак находится за Екимовским заливом, а также по Каткону, в урочище Хангатуй есть место с названием Каштак.

Кондо́й – падь, вершина которой подходит к отвороту в село Балаганка.
Кондой – по-бурятски хундэ – «пустота», «ниша». Происхождение названия, очевидно, связано с карстовыми явлениями – подземными пустотами, пещерами.

Мо́лька – село, от бурятского мойэлтай значит «черемуховый». Если сейчас место, где находится село – это в основном степь, то ранее село Молька (затопленное) соответствовало своему названию («черемуховое место»). Здесь было много зарослей черемухи. Ближняя и Дальняя Молька – пади по реке Еловка и речке Муя, около деревни Ключи также есть падь Молька.

Муя – речка, залив Муя, Муйские хребты, Средняя Муя – село – от эвенкий-ского слова му (измененное Муя) – «вода».

Новая Уда ́– село, центр Ново-Удинской слободы. Год образования 1698, на реке Уда (см.)

Пи́саные острова (или Каменные) – на реке Ангара, близ села Подволоч-ное. На островах были пещеры, на стенках которых и на береговых скалах сохранились рисунки, выбитые рукою первобытных художников: голова сохатого, рыбы, сцены охоты. Отсюда произошло название островов. Эти острова теперь затоплены водами Братского водохранилища.

Подволо́чное – село, от слова волок. Селение возникло еще в XVII в. неда-леко от волока, по которому проходил путь из верховьев реки Илима в долину реки Ангары.
Волок – путь, по которому русские землепроходцы в Сибирь «волокли» груз, лодки и переходили из одного бассейна реки в другой.

Уда́ – река, название происходит от монгольского слова удэ – «полдень». Есть также предположение, что уда происходит от селькупского (самодийского) уд – «вода». Названия от основы уд, уда распространены от берегов Тихого океана до Восточной Европы.

Усть-Уда́ – село, в устье реки Уды. В связи с образованием Братского водохранилища село из устья реки Уда перенесено на другое место: на возвышенный участок близ деревень Рогово и Михайловщины.

Ха́йрюзовка – деревня (затоплена), название получила предположительно от рыбы хариус, которая водится в Ангаре. А деревня стояла именно на ней.

Халю́та – село, урочище; по-бурятски халюуи – «выдра», халюута – «выдренный» (место, где есть выдра).

Шаманка – село за Новой Удой (затоплено). Шаман, саман – от эвенкийского слова «колдун», «знахарь», «жрец», «идолопоклонник». В этих местностях раньше жили буряты – шаманисты, поэтому русские стали называть эти места шаманскими.

Шаманы – урочище по реке Уде около Братской речки (сейчас Братский залив).

Шерагу́л – распространенное название в нашем районе (правильнее Шарогол) – от бурятского слова шара – «желтый», гол – «река», «падь», «желтая падь».
По заливу Каткон – слева Большой Шерагул (когда-то здесь протекала не-большая речка). Дальний Шерагул – сразу от поворота на село Светлолобово вправо (здесь тоже был когда-то ручей). Падь Братский Шерагул находится вправо от села Балаганка у пади Волонтуй. С правой стороны Муйского залива также есть падь Шерагул.

Янды́ – село, до образования Братского водохранилища находилось на берегу Ангары, основанное еще в XVII веке (затоплено).
В настоящее время недалеко от села Аносово есть заливы: Верхние Янды и Нижние Янды – от эвенкийского янды-ми – «калманить», «шаманить у костра»; т.е. янды – это место, где у эвенков в прошлом проводились шаманские обряды, калмания у костра.

Яса́чная – так назывались деревни, где жили русские семьи из ясачного рода, т.е. местного населения, облагавшегося ясаком, ˗ бурят, эвенков и перемешавшихся с ними русских. Это название по своему содержанию аналогично названию Карымское (см.) Коренные жители таких сел имеют характерные черты лица, указывающие на происхождение от смешанного русско-бурятского или русско-эвенкийского брака.

Яса́чная Ха́йрюзовка – деревня между деревнями Податовская и Халюты.

Селения, относящиеся к Ново-Удинской слободе и Яндинскому острогу.

Ново-Удинская слобода основана в 1698 году, получила свое название от реки Уда.

Яндинский острог основан в 1660 году, назван от реки Янды.

Аталонска (Аталанка) – основана в 1723 году, получила свое название от реки Аталанская.

Горячкина (Горячкина) – основана в 1699 году Сенькой Максимовым Горячкиным.

Бутакова (Бутакова) – основана в 1723 году Григорием Бутаковым.

Костянтинова (Константиновка) – основана в 1699 году Якимкой Костянтиновым.

Михайлова (Михайловская) – основана в 1699 году Прохоркой Михайловым.

Милославска (Милославская) – основана в 1687 году Сенькой Сергиевым Милославшиным.

Муйска (Усть-Муя) – основана в 1725 году, название получила от реки Муя.

Ключи (Нижние, Верхние и Средние Ключи) – основаны в 1723 году.

Оносовска (Аносова) – основана в 1692 году Федькой Оносовым.

Подкаменна (Подкаменская) – основана в 1687 году. Основатель – Ивашко Гаврилов Подкаменной.

Светлолобова (Светлолобова) – 1699 год, основатель – Алешка Светлолобов.

Шипицына (Шипицына) – 1698 год, основатель – Ивашко Данилов Шипицын, относилась к Ново-Удинской слободе.

Шипицына (Шипицына) – 1698 год, основатель – конный казак Аверкий Шипицын, относилась к Яндинскому острогу.

Шиверска (Шиверское) – 1698 год, основатель – Михаил Шиверской.

Щербакова (Щербакова) – 1699 год, основатель – Фетька Васильев Щербаков.

Шишиморова (Шишиморова) – 1692 год, основатель – Ивашко Еремеев Шишимора.

Все эти селения попали под затопление и только некоторые из них были перенесены на новое место с прежними географическими названиями.

 

Литература:

1. Иркутская область, Усть-Ордынский бурятский автономный округ : ат-лас. – Иркутск : ФГУП «Вост.-Сиб. Аэрогедезическое предприятие», 2007. – 128 с.
2. Лоцманская карта реки Ангары от створа Иркутской ГЭС до Братска : фарватер 1957 г. – Иркутск : Вост.-Сиб. бассейновое управление водных путей, 1957.
3. Мельхеев, М. Н. Географические названия Восточной Сибири: Иркутская и читинская области / М. Н. Мельхеев. – Иркутск : Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1969. – 120 с.
4. Толстоухов, В. А. Что говорят названия [О некоторых географических названиях Усть-Удинского района] / В. А. Толстоухов // Усть-Удинские вести. – 2001. – 25 янв.
5. Усть-Удинский район : карта. – Иркутск : Вост.-Сиб. аэрогедезическое предприятие, 1995.
6. Шерстобоев, В. Н. Илимская пашня. Т.1. Пашня Илимского воеводства XVII и начала XVIII века / В. Н. Шерстобоев. – Иркутск : Обл. гос-ное изд-во, 1949. – 596 с.

Материал подготовила Богданова Елена Михайловна – библиотекарь сектора краеведения