• 1
  • 2
  • 3
  • 4

logo mono transpanent

Воспоминания о писателе-земляке

«Я СНОВА С ВАМИ, ДОРОГИЕ ЗЕМЛЯКИ…»

 

Край Распутина, белых берез,

Здесь писатель родился и рос.

И на этой земле никогда

Не забудет его Усть-Уда.

 

(Из песни «Край Распутина»)

сл. А. М. Тимофеева, муз. Н. А. Проклова

 

     В 2017 году в истории Межпоселенческой центральной библиотеки Усть-Удинского района произошло значимое событие. Постановлением администрации Усть-Удинского района библиотеке присвоено имя Валентина Григорьевича Распутина. Отдельное спасибо хочется сказать Ольге Владимировне Лосевой – вдове Валентина Григорьевича, это с ее доброго согласия мы теперь носим имя великого земляка-писателя.

     Впервые наше «живое» общение с Валентином Григорьевичем состоялось в 1997 г. в год его 60-летия. В преддверие юбилея писателя оргкомитетом района была составлена программа культурно-массовых мероприятий, куда вошли читательские конференции, уроки доброты, премьеры книг, конкурс на лучшее сочинение, конкурс рисунков по произведениям Валентина Распутина и др. Кульминацией программы, конечно, была встреча с самим писателем. Накануне ему в Москву была отправлена телеграмма с поздравлением и приглашением на встречу. С большим нетерпением мы ждали ответа. И вот, наконец, стало известно, что встреча состоится.

     Писатель находился у нас в районе с 31 марта по 3 апреля 1997 года. Приехал он не один, в поездке его сопровождали иркутский поэт Андрей Румянцев и корреспондент Восточно-Сибирской правды Константин Житов. Очень насыщенной получилась эта поездка у Валентина Григорьевича. За это время он посетил администрацию района, Дом детского творчества, приют, встретился с жителями п. Усть-Уда в Доме культуры, съездил в родную Аталанку.    

     И, конечно же, состоялась долгожданная встреча с читателями в районной библиотеке. Наше небольшое помещение смогло вместить только 40 человек, а желающих встретиться с писателем было намного больше. Встреча проходила за чашкой чая, затянулась почти на три часа и была непринужденной, искренней и теплой.

     Валентин Григорьевич так отозвался об этой поездке: «Я, честное слово, тронут и не ожидал, что так хорошо, с любовью ко мне относятся усть-удинцы. Спасибо всем!»

     Почему я вдруг решила вспомнить эту первую большую поездку писателя на родную землю? Мне кажется, что для Валентина Григорьевича эти встречи, этот радушный прием со стороны земляков стали как бы отправной точкой его дальнейших посещений своей малой родины. Более 15 лет он ежегодно, а то и по несколько раз год приезжал в свои родные места.

     И это были не просто поездки, а его добрые дела для района. Это и новая школа в селе Аталанка, построенная при его содействии, это и строительство Усть-Удинского Богоявленского храма, куда он вложил немало собственных средств и многое другое. Одной из площадок ежегодного фестиваля «Сияние России», проходящего в Иркутской области в рамках празднования Дней русской духовности и культуры, с 2002 г. стала наша Усть-Уда. Инициатором встреч с земляками стал Валентин Григорьевич. И теперь, благодаря ему, уже который год мы знакомимся с творчеством замечательных людей со всех уголков России: писателями и актерами, музыкантами и поэтами, сценаристами и издателями.

     В 2010 году в жизни нашей библиотеки произошло еще одно замечательное событие, не упомянуть о котором невозможно. Фонд сектора краеведения нашей библиотеки пополнился уникальными изданиями. Валентин Григорьевич одарил нас книгами из своей личной библиотеки (186 экз. книг серии «Библиотека мировой литературы»). А в 2011г. мы получили от него следующий дар в 105 книг с автографами авторов, подаренных Валентину Григорьевичу Распутину в разные годы. Сопровождались посылки с книгами небольшими письмами-записками: «Уважаемая Любовь Германовна! (прим. Любовь Германовна – директор Усть-Удинской ЦБС с 1978 по 2012 гг.) Высылаю вторую порцию книг с автографами авторов. И на этом остановлюсь. Если Вам что-то покажется неинтересным и ненужным – безжалостно изымайте. В. Распутин. Сент. 2011 г.» Эти записи ещё раз подчеркивают насколько удивительно скромным и простым был наш знаменитый земляк.

     С любовью и уважением относились усть-удинцы к Валентину Григорьевичу при жизни, в настоящее время бережно хранят память о нем. 

   «Край Распутина» - так называется песня, которую в 2004 году написали Александр Михайлович Тимофеев и Николай Александрович Проклов. Творческий дуэт музыкантов-педагогов Усть-Удинской ДШИ посвятил её нашему замечательному земляку Валентину Григорьевичу. Эта песня стала своего рода визитной карточкой Усть-Удинского района.

     15 марта 2017 года, в день празднования 80-летнего юбилея Валентина Григорьевича Распутина, на его малой родине в п. Усть-Уда был открыт новый экспозиционный отдел районного краеведческого музея - выставочный павильон Валентина ГригорьевичаРаспутина. Без единого бюджетного рубля, благодаря неравнодушию земляков писателя, выстроен, укомплектован экспозиционным оборудованием и запущен совершенно новый выставочный зал. Свыше тридцати организаций разных форм собственности приняли участие в строительстве: кто выделял финансовые средства, кто стройматериал, кто оборудование...

     А днем ранее, 14 марта в день памяти писателя в его родном селе Аталанка Усть-Удинского района состоялось торжественное открытие мемориальной доски.

     «В этом доме с 1938 г. по 1955 г. провел детские годы всемирно известный писатель Валентин Григорьевич Распутин» - написано на мраморе.

     Школьники и педагоги Аталанской общеобразовательной школы подготовили торжественный митинг у стен родительского дома писателя. Чуть позже, в стенах школы, вниманию гостей и жителей был продемонстрирован видео-фото ряд снимков последних визитов Валентина Григорьевича на родную землю.

     Сегодня, проводя различные мероприятия, мы вспоминаем писателя, как «человека, которого хочется слушать и слышать». Мы ещё и ещё раз слушаем знакомые и близкие строки, смотрим фотографии, вспоминаем встречи… Его произведения воспринимаются как знакомые и понятные, родившиеся рядом. Читая их, видишь улицу и место, где происходили события, видишь людей, будто знакомых давным-давно…

     И совершенно прав житель п. Усть-Уда Эрнст Дмитриевич Алымов в том, что Валентин Григорьевич Распутин «будет жить, пока шуршат страницы» его произведений.

 

Елена Михайловна Богданова

библиотекарь сектора краеведения

Межпоселенческой центральной библиотеки

Усть-Удинского района им. В. Г. Распутина.

 


Никитин Никитин Михаил Александрович

Заместитель мэра Усть-Удинского района.

 

"Мое отношение к творчеству Валентина Григорьевича Распутина - самое положительное. Однако сожалею, что многолетний «уход» писателя в публицистику, в экологию (защита Байкала), несомненно, лишил нас как минимум нескольких таких же замечательных произведений, которые он написал до этого.      

В последующих его произведениях видно, что вернуться от публицистики к художественной литературе не так-то просто. Вместе с тем я восхищен мужественной последовательной гражданской позицией нашего великого земляка.

   Из крохотной сибирской деревушки Аталанка голос Валентина Григорьевича о нашей жизни был услышан во всем мире. И наша малая родина стала не такой уж и малой. Благодарен ему за это. Горжусь, что Распутин и я – земляки и современники.

   Прочитал все, что он писал. Может быть, пропустил какую-нибудь газетную статью или интервью.

   Что привлекает в творчестве Валентина Распутина?

   Русский деревенский, не загаженный иностранщиной язык. В каждом абзаце, в каждом предложении смысл, мысль. Талантливая и в то же время простая, и от того понятная и родная ситуация, картина. Я не умею это рассказать. Такие народные писатели появляются очень редко и на столетия становятся культурным фундаментом нации."


Денисова Денисова Людмила Николаевна

главный бухгалтер Территориального отдела Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Усть-Удинскому лесничеству.

 

   "Мое отношение к творчеству Валентина Григорьевича Распутина – это, прежде всего, гордость за земляка.

   Наш дом в Аталанке стоял, да и сейчас остатки дома стоят, напротив дома родителей Валентина Григорьевича, тети Нины и дяди Гриши. Я хорошо помню тетю Нину, когда мы с семьей приезжали в Аталанку (это было очень редко), она всегда приходила повидать нас и у нее были слезы на глазах. Может потому, что моя мама рано умерла, и у меня остался отчим Диамид Иванович Слободчиков, прототип героя рассказа Валентина Григорьевича «Мы с Димкой».  

     Творчество Валентина Григорьевича, наверное, это мы деревенские жители, это наша жизнь, наши события, переживания. Когда у нас появился в Аталанке телевизор, то смотреть спектакль по повести «Живи и помни» приходил герой повести дядя Павел. Я больше смотрела на него, на его реакцию, чем на спектакль. Он сравнивал то, что было и с тем, что показывали по телевизору, поддакивал, хмыкал. Или взять «Уроки французского», прототип водителя автомобиля, который возил Валентина Григорьевича в школу, в старую Усть-Уду, жил с нами через дом. Его повести и рассказы это мы, жители Аталанки, Карды, Усть-Уды."


Вологжина Вологжина Ирина Витальевна

преподаватель Усть-Удинской церковно-приходской школы, прототип библиотекарши из рассказа «На родине».

 

   "Валентин Григорьевич Распутин, несомненно, это Писатель с большой буквы. В детстве чувство любопытства подстегивало прочитать произведения не просто писателя, а земляка.

   В нашей сельской библиотеке работала Галина Ивановна Слободчикова, которая позже появилась на страницах повести «Пожар» под именем Алена. Валентин Григорьевич был дружен с ее семьей, не раз бывал в их доме. Так вот, стоило только переступить порог библиотеки, как Галина Ивановна с воодушевлением начинала говорить о писателе и его творчестве, вела к полочке с его фотографией и первыми публикациями.  

   Потом уже, по мере взросления, я перечитывала его книги, и мне открывалось что-то новое.  

Многие из героев были узнаваемы.

   Мною прочитаны все художественные произведения и большая часть публицистики. Восхищаюсь, как Валентин Григорьевич умеет рассмотреть самые потаенные уголки женской души, с какой любовью пишет о родной природе и становится на ее защиту.

Творчество его многогранно. Читаешь ли о жизни деревни или современного города, исторические зарисовки или размышления о русском слове, всегда чувствуешь сыновнюю любовь и сердечную боль писателя не только за уголок малой родины, но и за всю страну, за всех нас."


Гамаюнова Гамаюнова Екатерина Николаевна

Член Союза журналистов России, бывший редактор газеты Усть-Удинские вести.

 

   "Творчество Валентина Распутина – это часть классической литературы, созданной русскими, советскими писателями. Той литературы, без которой невозможно воспитание личности. Я читала произведения Распутина, что называется, запоем, по мере их поступления в библиотеку. А самого автора впервые увидела живьем лет 30 тому назад. Тогда по местным авиалиниям пассажиров обслуживали самолеты «АН-2». Такой самолет брал на борт 12 пассажиров с ручной кладью, почтой. От Подволочного до Усть-Уды лету было минут сорок, а с посадками в каждом поселке – час.

   В этот день я летела из Подволочного в Усть-Уду, когда самолет сел в Аталанке, среди пассажиров на этот рейс был и В. Г. Распутин. Он тоже летел в Усть-Уду. Писатель, уже довольно известный тогда, ничем не отличался от местных жителей: он и одет был просто, и вел себя скромно…

   Что мной прочитано?

Это, конечно же, «Уроки французского», «Рудольфио», «Что сказать вороне?», «В ту же землю»; его повести: «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Последний срок», «Дочь Ивана, Мать Ивана», его публицистика «Россия: дни и времена».

   Я преклоняюсь перед талантом Валентина Григорьевича. Для меня Распутин – это, прежде всего, герои его произведений: старуха Анна в «Последнем сроке»; Дарья, которая никак не может расстаться с затопляемой Матерой; Настена, готовая принять на себя вину мужа; Тамара Ивановна, убившая насильника дочери… Писатель раскрывает внутренний мир каждого героя. Прообразы этих героев живут среди нас, мы их знаем, они нам понятны своими чувствами и помыслами.

   Без творчества В. Г. Распутина духовный мир многих поколений был бы гораздо беднее. Без него мы по-другому бы воспринимали свою малую родину, Сибирь, Байкал и Ангару; свои маленькие деревни и села, что раскинулись на берегах Ангары и людей, проживающих здесь."


Шипицына Шипицына Людмила Михайловна

председатель Совета ветеранов, одноклассница В.Г. Распутина.

 

   "Валентин Распутин родился и жил около Ангары в деревне, которая сделала его знаменитым. Его земляки говорили, что он рос любознательным, был хорошим помощником матери во всех домашних делах. За 4 года учебы в Аталанской школе он узнал мир книги, прочитал всю имеющуюся в библиотеке литературу.

В пятый класс он приехал учиться из родной деревни, и для него литература, русский язык были любимыми предметами. В изложениях, которые писали на уроках русского языка, уже тогда чувствовалась любовь к родному краю, Ангаре, своим землякам. Кто тогда мог предположить, что из худенького деревенского паренька вырастет такой великий Человек, которого будет знать весь мир.

   В его произведениях описана жизнь простых людей, своих соседей, их характеры и судьбы.

Его книги - это учебники для познания жизни. Распутинские повести учат людей жить по чести и совести, любить свой край и природу.

   Читая произведения Валентина Распутина, переживаешь с его героями, сочувствуешь их нелегкой жизни, наслаждаешься простым, русским языком, которым говорят его земляки.

   Я прочитала многие повести, рассказы, очерки нашего знаменитого писателя, его описания Байкала и Ангары, острова «Матера». Во всех его повествованиях описаны характеры героев. Например, женские образы: образ чудесной и светлой женщины Настены Гуськовой в повести «Живи и помни», мудрость старухи Дарьи в «Прощании с Матерой» и многие другие.

   Произведения Валентина Григорьевича учат читателя любить свой край, людей, которые живут рядом и всегда могут оказать помощь в трудную минуту, жить по чести и совести."


школа 

 

 

МБОУ СОШ №2 п. Усть-Уда, 11 «а» класс. Крыс Ольга Анатольевна

учитель русского языка и литературы.

 

   "Валентин Григорьевич Распутин – один из признанных мастеров «деревенской прозы». В его повестях «Деньги для Марии», «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой», «Пожар» слышится тревога не только за судьбу сибирской деревни, но и за судьбу родины. Прежде всего, писатель говорит о проблемах духовных, связанных с совестью, с памятью, с верой. Совесть и память – ключевые слова в творчестве Валентина Распутина. Они определяют жизненную позицию писателя. Валентин Григорьевич Распутин – живая совесть русского народа."

 


 Алымов Алымов Эрнст Дмитриевич

Журналист, поэт и композитор

 

"Мое  отношение к творчеству В. Г. Распутина – неизменно нежное, неизменно внимательное, неизменно влюбленное. Открываешь томик Распутина, словно бы распахиваешь створки окошка навстречу утреннему солнышку. В его глубинно земной простоте писания всегда ощущаешь зовущую, завораживающую, солнечную высоту духа и личностных авторских помыслов.

     Вот всего несколько строк для примера.

     Повесть « Прощание с Матерой»: Дарья нещадно  костерит Петруху, преждевременно спалившего избу в зоне затопления. « Катерина, затаившись, отмалчивалась, виновато убирая глаза, будто срамили ее, и когда Дарья подступала вплотную, и надо было что-то отвечать, торопливо, оговаривалась: «Беспутый  дак че…» И не было в этих коротких словах ни злости, ни обиды на сына, оставившего ее без крова и хлеба, - один охранный, всепрощающий смысл: мол, такой он у меня уродился, что с него взять?!»

     Вдумаемся в эту охранную, непоколебимую высоту материнской любви. В самой, казалось бы трагической ситуации не приемлющей ни обиды, ни ненависти…  Вот они русские женщины, жившие по заповедям Господним!

     Пожалуй, именно в этом, высокохудожественном единстве противоположностей, и таится крылатая магическая сила притяжения для наших читательских душ и сердец.

     Мощная корневая система взметнула ввысь столь же мощное древо писательского творчества. И российский читатель, я в этом уверен, еще вернется к нему. Чтобы глубже понять, безбоязненно восхититься и уверовать в главное и жизненно необходимое: в духовное единение времен.

    Для  меня, как для человека и журналиста, творчество В. Г. Распутина дорого двумя основными качествами:

  1. Неизбывной жаждой справедливости, которую Валентин Григорьевич мечтает видеть в основе государственной российской политики.
  2. Глубинным демократизмом своего восхитительного образного творческого стиля.

      Его регулярные, ежегодные беседы с корреспондентом  «Советская России» Виктором Кожемяко о сегодняшнем, далеком от совершенства государственном устройстве, полезно, на мой взгляд, читать всем, вплоть до Президента. Изданные отдельным тиражом, они мгновенно находят  заинтересованного читателя."


Коновалова Коновалова Нина Петровна

бывший учитель математики Усть-Удинской средней школы.

 

    "Я проживала в Аталанке до 13-ти летнего возраста и уехала оттуда в 5 класс Усть-Удинской средней школы. В рассказе Распутина В. Г. «Уроки французского» показано много общего с моим пребыванием в Усть-Уде, в 5 классе.

   Читаю произведения Валентина Григорьевича с удовольствием, не торопясь, вдумчиво, узнаю Аталанку, всегда трогает, когда читаешь об Ангаре – это наше милое село, поле за поскотиной, тайга за рекой.

   К 70-летию писателя я повторно перечитала его произведения, все, что можно найти в Усть-Уде. Повести «Живи и помни», «Последний срок» прочла трижды с большими перерывами во времени. И всегда получала удовольствие, понимала глубже смысл, задумывалась и восхищалась талантом автора.

   Прочла рассказы «Рудольфио», «Век живи – век люби», «Что передать вороне?», «Уроки французского», «Женский разговор», «Мы с Димкой», «Василий и Василиса»; повести «Живи и помни», «Последний срок», «Деньги для Марии», «Прощание с Матерой», «Пожар», «Вверх и вниз по течению».

    Мне нравится в произведениях Распутина простота, она так сильна! Любуюсь его героями, сострадаю им, их будничный героизм заставляет глубоко задуматься о жизни, о поступках. Старуха Анна нравственно стойкая, морально чистая, прожила без зависти, «любила рожать» - это государственное дело, она причастна к судьбе России. Здесь писатель проник в философию смерти, Анна говорит: «Хороша бы я была, если бы хотела, чтобы все на свете старело и умирало вместе со мной».

    После прочтения, его простые сюжеты какое-то время еще болеют в читателе. С помощью простоты писатель проводит народную мысль.

   Повесть «Живи и помни» потрясает печальной мудростью и трагедией – живи и помни человек, место твое с народом, всякое отступничество приносит большое горе для родины, для тебя. На мой взгляд, это лучшая повесть. Настена простая чистая перед миром и людьми наложила на себя руки, а в чреве ребенок, а в избе, узнав о гибели Настены, умирает ее защитник, мудрый старик. Крадется в каменную пещеру муж Андрей Гуськов, без жены ему долго не протянуть.  Друзья Андрея возвращаются домой открыто, победителями с медалями на груди.

Вот, Живи и помни! Автор вник в суть войны и дал этой теме свое глубокое осмысление.

   В творчестве Распутина В. Г. есть очистительное чувство вины перед другим человеком. Из рассказа «Уроки французского»: «Странно: почему так же, как и перед родителями, всякий раз мы чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе – нет, а за то, что сталось с нами после». Этот рассказ – горячая признательность и благодарность мужественному учителю, преподающему детству уроки человечности, которые остаются самой глубокой на всю жизнь памятью.

  Многие бывшие земляки поражались, что в такой глуши мог вырасти писатель, Талантом которого восхищается Мир!!!"


Рупосов Рупосов Николай Михайлович

Директор Усть-Удинского районного краеведческого музея с 1993 по 2014 гг.

 

     "Как-то к нам в музей пришли 11-классники из школы №1, разговор зашел о творчестве Распутина.  Я им тогда сказал: «Сейчас, возможно, модными являются другие писатели и писательницы. Не спорю, какая-то определенная часть читающего населения увлекается детективами, женскими романами, фантастическими произведениями и т.д., но пройдет время, может быть, столетие, может быть, больше, и люди будущего захотят узнать: как мы жили, во что верили, к чему стремились, какие цели перед собой ставили, что нас, людей, объединяло или разъединяло, как воспитывали своих детей, на каких примерах, чем гордились и что презирали, какие качества в себе подобных ценили, а какие осуждали и т.д., и т.д.».  И вот о нашей подлинной реальной жизни они, потомки, будут судить по таким произведениям как: «Деньги для Марии», «Последний срок», «Мать Ивана дочь Ивана» и другим.

    Герои повестей нашего уважаемого земляка узнаваемы.  В голосе Василисы в рассказе «Василий и Василиса» мы слышим нижнеангарский говорок Марии Герасимовны Распутиной, бабушки писателя; в фигуре и поступках охотника и рыбака Василия в том же рассказе угадываются черты Никиты Яковлевича Распутина, дедушки Валентина Григорьевича.

   Даже некоторые деревенские люди озадачены, почему так прославлено на весь мир имя их земляка, хотя пишет он «как есть, без прикрас». Сами того не ведая, они поставили высший бал народному писателю. Создать литературное произведение таким образом, чтобы о нем говорили: «Написано как есть, без прикрас», - в этом и есть самобытность, живость, «репортажность» в лучшем понимании этого слова.

   Запомнился его ответ в 2012 году, когда он с группой священников пришел в музей, посмотрел выставку «Деньги для Марии», и на мой вопрос, какой все-таки счастливый или несчастливый конец у повести «Деньги для Марии», дали нужные деньги или не дали, он ответил: «Не дали». И это еще раз говорит о том же: написано «как есть, без прикрас».

   Прочитал я наверняка не все произведения, особенно если говорить о публицистике писателя, но многое."